Юноши в огненной печи

Это чудная весть, особенно для всех страдающих и испытываемых детей Божиих.

И удивительно, что она исходит из уст безбожника, тирана и злодея. Сегодня, когда мы читаем эту чудную историю, одну из прекраснейших в Ветхом Завете, она вызывает в нас восторг и удивление. Многое нам кажется странным. Однако все находится в полнейшем согласовании с волей Божией. И нет ничего невероятного в ней, потому что так говорит Слово Божие!
А Слово Божие напоминает нам сегодня, что «многими скорбями надлежит вам войти в Царство Божие». И еще одно великое наставление предлагает нам Апостол Петр: «Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь» (1 Петра 4:12).
Не чуждаться огненного искушения?! Это повеление звучит для нас немного парадоксально. Ведь мы, наоборот, чуждаемся его, убегаем от него, умоляем Господа о спасении от него, о помиловании, о том, чтобы Он скорее вывел нас из затруднений. Нам кажется, что всякое промедление грозит нам смертельной опасностью, гибелью.
И все же: многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие! Это непреложная истина, и чем скорее мы осознаем ее, тем это лучше для нас.
Раскаленные огненные печи, через которые нам приходится проходить, зажигаются различными действующими на нас силами: прежде всего нами самими, далее окружающими нас людьми и, наконец, самим сатаной. Эти печи бывают различного вида, горят разное количество времени, вместимость их тоже не одинакова и цели их тоже самые различные. И вот этих печей апостол велит не чуждаться. Нам трудно это понять. Одно упоминание о них заставляет нас содрогаться. Но апостолу приходилось проходить через них неоднократно, и он хорошо знает, что истинное чадо Божие останется в ней невредимым, что оно выйдет из неё очищенным, освобожденным, что эта печь принесет ему величайшее благо.
Но почему же все-таки мы боимся этих печей?
У нас, к сожалению, нет еще достаточного опыта упования на Господа и Спасителя, нет желаемого внутреннего мира, нет блаженного сознания, что Господь с нами! Мы еще не в состоянии видеть Бога во всех обстоятельствах нашей жизни, а потому нам почти не под силу увидеть Его в раскаленной печи. Может быть, нам трудно видеть Его еще и потому, что действующие на нашу жизнь силы – это люди. Мы привыкли объяснять все трудности и осложнения своих обстоятельств влиянием тех людей, которые окружают нас, забывая о том, что и эти люди тоже инструменты в руке Божией, которыми Он пользуется для воздействия на нас для достижения Своих Божественных целей в нас. 
Каковы же те раскаленные огненные печи, которые мы сами разжигаем для самих себя? Это страшные печи! В них часто погибает сам человек и погибает безвозвратно. Эти печи разжигаются нашей беспечностью, небрежностью и грехом.
Нам трудно согласиться с этим. Во всяком случае, нам не хотелось бы согласиться с этим, но это именно так. В молодости, например, мы особенно много грешим, грешим бездумно, безудержно, не думая о последствиях своих грехов, утешаем себя мыслью, что ведь и другие грешат, что все как-то обойдется, все устроится, что, собственно, нечего опасаться. Мы видим тогда в грехе одни только утехи, одни только наслаждения, удовольствия, а потому бездумно отдаем себя во власть собственной плоти. А последствия наших грехов оказываются подлинно страшными. И чем ужаснее грех, тем страшнее последствия его, тем жарче те огненные печи, которые мы сами накаляем для себя же лично.
Кого же винить в таких случаях? Мы хотели бы винить всех и все. Мы не хотели бы винить только самих себя. Но можно ли безнаказанно обманывать самих себя? Полная ясность и полнейшее отрезвление наступают тогда, когда мы уже оказываемся в этих печах, когда в них сгорают все обманчивые иллюзии, все розовые мечты, весь обман, которому мы так сознательно и с такой радостью подчиняли себя. Тогда мы начинаем видеть собственную жизнь в истинной перспективе, а Бог заставляет нас еще смотреть на нее через увеличительное стекло Своего наказания.
Раскаленная огненная печь, как правило, приводит душу к смирению. В ней полагается предел буйству собственной воли. И человек хотел бы смириться, а потому говорит: «Да будет воля Твоя!» Но состоит ли воля Божия в том, чтобы сам человек разжигал для себя эти огненные печи, чтобы он грешил с ненасытимостью? Это ложное смирение! Оно не угодно Богу. А потому рассчитывать на помощь и спасение Божие в этих печах едва ли приходится. Он заставляет нас проходить через них, чтобы в них окончательно сгорело все греховное, чему мы поработили себя, что вполне овладело нами.
Эти печи очень часто мы разжигаем сами для себя в своих семьях своей неверностью друг другу, несдержанностью в деле воспитания своих детей, беспробудным пьянством и другими не менее скверными пороками. Эти печи мы разжигаем для себя на своих работах чрезвычайной сварливостью, обидчивостью, неуживчивостью, нежеланием добросовестно трудиться. Они постигают нас и в обществе, которому мы не хотим служить добрым примером, которому отвратительной представляется наша праздность, наше тунеядство, наши грехи. Очень часто через эти печи нас заставляют проходить наши соседи, с которыми мы не хотим жить в духе истинного добрососедства, которым не хотим служить теми возможностями, какими сами располагаем, и которым часто стремимся причинить зло и вред.
Это страшные печи! Проходя через них, мы обычно ропщем, негодуем, виним окружающих людей, жалуемся, что нам не на кого положиться и опереться, что все люди скверны, лживы, развратны, и тогда мы приписываем им все пороки человеческого рода, не глядя на то, справедливо это или нет. Но мы делаем это в силу внутренней озлобленности.
А ведь виноваты фактически во всем мы сами и наш грех, который непременно достигнет нас на земном пути. Страшно? Действительно, есть от чего прийти в ужас!
Мы по опыту знаем, что когда действует Бог, Он обычно заставляет нас страдать, хотя Он одновременно и утешает нас, и хранит нас, но все-таки нам очень больно от причиненных нам ран. Бог редко действует каким-то непосредственным образом с небес, обычно Он приводит в движение окружающих нас людей, и если эти люди касаются нас, они, конечно, заставляют нас страдать, а потому нам всегда больно от этих прикосновений. Это всегда великая горесть для нас.
К сожалению, не всякий из нас готов и может принять раскаленную огненную печь, которую разожгли для нас люди, как от руки Божией. Вот почему, невыразимо страдая, мы мучимся, негодуем на людей и часто ропщем на Бога.
Вспомним эту дивную историю о том, как трое отроков оказались в огненной печи. Враги задумали погубить их, так как своим честным добросовестным служением царю они оказались препятствием для осуществления грязных и корыстных намерений многих сановников в царстве. Вот поэтому эти враги уговорили царя воздвигнуть золотого истукана, которому должны были поклоняться все жители этого царства. Но эти трое отроков решили сохранить верность своему Богу и решительно отказались поклониться золотому истукану.
Этот отказ сильно оскорбил царя, тем более, что этот золотой истукан должен был символически представлять его царственную личность. А оскорбленное самолюбие весьма ревниво, оно страшно в своих намерениях и попытках мстить, оно никогда не знает меры, постоянно дышит злобой и ненавистью. Опыт свидетельствует, что нет ничего страшнее и злее раненного самолюбия.
Забыв все прежние заслуги этих трех юношей и их достойное безупречное служение – так ослепляет человека ревнивое оскорбленное самолюбие, Навуходоносор опросил: «Какой Бог избавит вас от руки моей?» Последовал смелый и решительный ответ: «Бог, Которому мы служим!» И уж совсем не елеем для раненного оскорбленного царского самолюбия оказались последующие слова этих юношей: «Но если не будет этого, то богам твоим служить не будем, золотому истукану не поклонимся!» Можно себе только представить ярость и негодование Навуходоносора! 
Хотя печь была придумана людьми, хотя люди приготовили и разожгли ее, эти юноши приняли ее, как от рук Господа, а не от людей. Бог действительно допустил, чтобы печь приготовили, и не без ведома Его ее разожгли в семь раз сильнее обычного. Такова именно была ярость оскорбленного и разгневанного самолюбия.
Как отрадно помнить в таких случаях, что все, что касается жизни верующего, его хождения, его благополучия, определяется любящим Богом и совершается по воле Его. Писание утверждает, что ни один волос не падает с головы возлюбленных Его без Его на то воли, и ни одна, даже самая маленькая птичка не гибнет без Его разрешения, потому что Бог печется о человеке и о Своем творении. Вот поэтому смело можем утверждать, что Сам Бог бодрствует и над раскаленными печами, которые разжигаются для нас. Следует ли нам трепетать перед ними, если Бог с нами. Проходить через них – это, конечно, не развлекательная прогулка. Они должны выполнить свое положенное им Богом назначение в нашей жизни, но они не повредят нам, если только Он с нами. 
Они не опалят нас, мы не погибнем в них, если Он с нами! 
«Я с тобою!» – говорит Господь верующей в Него душе! Что же означают эти слова? Хорошо понимал смысл этих слов пророк Исаия. Вот какую чудную мысль он предлагает нам ныне: «Ты – Мой раб, Я избрал тебя, и не отвергну тебя, не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог»твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей». Мало ли этого? Поэтому, «будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя». Каким утешением и надеждой веют эти слова для верующей души! Я с тобою! Это значит, что Господь – наша помощь, наше спасение, наша защита в трудный час, наше утешение в скорбях, наша подлинная жизнь, которая не страшится смерти, потому что смерть уже не имеет власти над нею! Осознаем ли мы это? 
Реально все это выглядит так: если пойдешь через опасности, не погибнешь, если пойдёшь через огненные печи, не опалишься и не сгоришь. Бог избавит тебя, Он спасет тебя, потому что Он «наше прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей» (Пс. 45:2-4).
Поэтому можешь ли ты уже сегодня сказать: «Господь – мое прибежище, защита моя?» Сознаешь ли, что Он скорый помощник в бедах? И что никакой человек не может причинить тебе вреда? Чего же тебе страшиться? Правда, именно этот человек чаще всего является подлинной причиной твоих страданий, именно он разжигает для тебя огненные раскаленные печи, он заставляет тебя горько плакать, он люто преследует тебя, он готовит тебе неизменную погибель. Иногда даже кажется, что нет предела, нет границ его преступным действиям. Если не видеть рядом Спасителя, от этих мыслей можно уже прийти в отчаяние. Жизнь тогда покажется мрачной, а человек таким одиноким и бессильным. 
Но вот наше утешение: Господь с нами! Он, как сильный ратоборец, защищает и спасает нас. Враг не в состоянии преодолеть Его; он не может уничтожить Его защиты и обратить Его спасения, хотя и с радостью сделал бы это. 
Еще бывают печи, которые разжигает для нас сам сатана. Он внимательно наблюдает за нашей жизнью и тщательно изучает нас. Порою, незаметным образом он вторгается в нашу жизнь, искушая и побеждая нас. Поэтому он хорошо знает все наши слабости и все наши уязвимые места. Он знает, как наступить на нас, как и чем увлечь нас в падение, как преградить нам путь вперед и как увлечь нас от Христа. Какую несказанную радость он испытывает, когда ему удается уловить и искупленных Божиих, когда он подчиняет себе и святых Божиих. Тогда страшным диким хохотом оглашается вся преисподняя, весь ад, тогда его сатанинской радости нет предела, тогда он разжигает для них печь в семь раз сильнее обычного... Излюбленный метод сатаны – устрашать душу. Он делает это весьма искусно. Он шепчет ей: «Грехи твои слишком велики, чтобы благодать могла простить их, к тому же их чрезвычайно много. Они страшны, безобразны, грязны, а потому Бог не может уже простить тебя. Фактически, для тебя нет надежды – благодать бессильна перед твоим грехом». Так лукавый может повергнуть душу в глубочайшее уныние, и она потеряет всякую радость жизни, а мрачные и тяжелые мысли будут преследовать ее. Только тот, кто прошел через подобные тревоги и волнения, знает, какие это страдания, какая это огненная печь. 
Или же он шепчет душе: «Отрекись от веры в Господа, зачем тебе страдать и терпеть лишения; ты можешь благоденствовать, и я дам тебе сокровища и царства земли. Смотри, как благоденствуют те, что последовали за мною и повинуются мне». Часто он пытается насилием заставить душу отречься от истины, изменить Господу.
И когда он видит непоколебимую твердость веры, неизменную преданность Господу, это приводит его в крайнюю ярость – и месть готова.
Но оставляет ли Бог душу в этой раскаленной огненной печи, которую приготовил для нее сам сатана? Навуходоносор, дышащий мщением, но движимый в то же время любопытством, желая лично убедиться в гибели отроков, решил заглянуть в печь. Хотя пламя убило разжигавших ее, царь все же рискует и заглядывает внутрь.
И вдруг странный возглас удивления раздается из его уст: «Не троих ли мужей бросили мы в печь, в огонь связанными?» Но там он увидел не троих, а четырех мужей, не связанных, а свободно ходящих посреди огня, и не было им никакого вреда, а Четвертый был подобен Сыну Божьему. То, что увидел Навуходоносор, потрясло его. Все это, несомненно, потрясло бы каждого, кто оказался бы на его месте. А ведь это был мужественный и могущественный царь, покоритель мира. Вот уж чье сердце, кажется, не должно было бы дрогнуть. И вдруг он едва ли не осязаемо понял, как мала и ничтожна вся его власть, он понял, что и могущество его мнимо, он убедился, что не в состоянии выместить своей злобы даже над четырьмя пленниками, он увидел, что небо и Господь на защите, на страже избранных Своих. А в ушах его громогласно продолжали звучать слова юношей: «Бог наш, Которому мы служим, <...> от руки твоей, царь, избавит!» Благословен такой Бог! Благословенны и все уповающие на Него. Несомненно, в страхе души Навуходоносор воскликнул: «Благословен Бог, <...> Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному Богу, кроме Бога cвоего». Это чудное свидетельство из уст нечестивого кровожадного царя-тирана. Поэтому для нас оно еще убедительнее, нежели свидетельство праведникa.
Итак, с ними был Господь! Он был с ними в раскаленной огненной печи. Там Он развязал их и освободил их. Неужели находясь в огненной печи можно приобрести свободу? Что потеряли там эти отроки? Одежда их не опалилась, но они потеряли там свои узы. Огонь не коснулся их, но окончательно сжег узы. Такое в силах сделать один только Господь! 
Мы никогда не поймем, что такое свобода, если сами не пройдем через раскаленную огненную печь, если сами не потеряем уз. А узы у человека самые различные: порочные привязанности, безудержные похоти и страсти, скверные привычки, даже слепая любовь к детям. Этими узами могут быть и различные увлечения, наши земные цели, тайная или явная жажда славы. Этими узами бывают и преследования, и гонения, и темницы. Но в этих узах Некто Четвертый хочет оказаться рядом с тобой.
Если только ты Его дитя, Он непременно придет к тебе в те обстоятельства, из которых, как тебе кажется, нет выхода. Иногда нам думается, что мы в таком стеснении, горе и опасностях, каких мужи Библии не переживали. Кругом мы видим одну только погибель, мрак и безвыходность.
Что же делать тогда? Неужели с роковой обреченностью подчинить себя, как кажется, неизбежной погибели?
Вот тогда-то и призовем Четвертого, сохраним Ему верность, не дрогнем пред лицом смерти. Будем молиться о том, чтобы в раскаленной огненной печи Он раскрыл нам глаза, чтобы мы могли увидеть Его. И Он выведет нас из этой печи невредимыми, поставит на пространное место, подаст новое откровение и познание Бога и облечет нас славой в похвалу Своей благодати.
Может быть, для тебя это слово еще почему-то не убедительно, ты еще не испытывал силы его, а потому у тебя нет еще этого благословенного опыта. Тогда скорее прими Христа, соединись навеки со Спасителем. В противном случае окажешься в другом пламени, в вечной раскаленной огненной печи. Но там не будет Четвертого, Его не может быть в озере, горящем огнем и серою. Там страшная участь, там вечные муки.
Итак, призови Четвертого, призови Христа Спасителя, и Он непременно придет к тебе. А за огненные печи, избавляющие и освобождающие тебя от уз еще здесь на земле, благодари и прославляй Его достохвальное имя. // 

© 2004-2016Журнал "Крынiца жыцця". Кобрин Беларусь 

Вопрос пресвитеру

Тел. +375 17 285 50 90

info@glchurch.by

ул. Я. Райниса, 6, г. Минск, Беларусь

Тексты из Библии

©2017 Церковь ЕХБ Свет Евангелия